Методическая копилка

Воспитатель группы № 3

Кошенкова Елена Анатольевна

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка в период адаптации к детскому саду.
I. Портрет ребёнка, поступившего в детский сад.
1.Эмоции ребенка.
В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу.Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого, собирающегося оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции и «заторможенность» детей, как будто эмоций нет вообще.
В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
2.Контакты со сверстниками и воспитателем.
В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.
О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
3. Познавательная активность.
Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
4. Навыки.
Под влиянием новых внешних воздействий в первые дли адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).
Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
5. Особенности речи.
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
6. Двигательная активность.
Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

7. Сон.

Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

8.Аппетит.
В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
9. Здоровье
Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется — бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.
II. Почему он так себя ведёт? Или что провоцирует стресс?
1.В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама — это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела.
2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери.
3. Обычно, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
4. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.
III. Кому легко, а кому трудно.
Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Кому адаптироваться легче?
• Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
• Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
• Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
• Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам. И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.
IV.Чем могут помочь родители?
Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
• В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
• В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
• Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
• Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
• Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
• Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
• Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. «Проиграйте» эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.
V. Спокойное утро.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
• И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
• Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
• Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
• Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

VI. Типичные ошибки родителей
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
• Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
VII. Помощь нужна еще и родителям!
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.
Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже «рвется» сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.
Чтобы помочь себе, нужно:
• быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.
• поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
• воспользоваться помощью. В детском саду есть психолог. Этот специалист предлагает помощь не только (и не столько!) ребенку, сколько его родителям, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда родителям очень нужно знать, что ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию даёт психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
• заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Занятие «В стране сказок, или Путешествие по волшебной реке»
                                          (средняя группа)

 Воспитатель Кулакова Елена Анатольевна

Задачи:

  1. Продолжать развивать интерес у детей к конструктивной деятельности, закреплять умение сооружать знакомые постройки (дом одноэтажный одноквартирный, одноэтажный двухквартирный, двухэтажный, трёхэтажный, мосты), объединяя их одним сюжетом.
  2. Продолжать учить детей определять замысел постройки, распределять роли, создавать среду, выполнять роль, взаимодействовать друг с другом.
  3. Побуждать детей действовать сообща, учить их проявлять доброжелательность, отзывчивость; вызывать у детей желание вступать в диалог друг с другом.
  4. Закреплять умение в развёрнутой речи формулировать задумку постройки, определять её положение в пространстве, комментировать ход её возведения и давать самооценку в форме развёрнутой системы высказывания.

Оборудование для игры:

  • Наборы настольного деревянного конструктора – по 1 на каждого ребёнка;
  • Персонажи сказок;
  • Дополнительные атрибуты (деревья, клумбы, полянки, грядки и т.д.)
  • План-схема
  • Магнитофон

Предварительная работа

      • Экскурсия по улицам микрорайона  (Удобно ли жителям здесь жить? Что для этого сделано?)
      • В индивидуальном обучении и на занятиях конструирование домов разного назначения, мостов для пешеходов и транспорта.
      • Чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. (Где жили герои? – дом, избушка, изба, дворец, терем, замок, берлога, нора, рукавичка, теремок)
      • Строительство улиц для матрёшек (без плана и по плану) с обыгрыванием – на занятиях, в свободной деятельности, во время фронтальных строительно-конструктивных игр.
      • Изготовление атрибутов вместе с детьми (деревья, полянки, фонари, клумбы, грядки)
      • Игры-драматизации и театрализация сказок
      • Подгрупповая работа в утренний и вечерний отрезок времени с целью формирования умений сговариваться в игру, строить рядом, вступая в игровые и ролевые взаимоотношения. Поощрять игры вместе.
      • Строительство отдельных сказок в подгруппах и обыгрывание их.

 1 часть. Мотивация (до завтрака)

Мишка: Я мечтаю отправиться  в путешествие…

В.: По разным городам? По разным странам?

Мишка: Да нет, по Волшебной реке!

В.: Почему эта река волшебная и где она течёт?

Мишка: На её берегах живут разные сказки, а вот где она – я не знаю!

В.: Ребята, давайте подумаем, как мы можем помочь Мишке? Где же можно найти эту реку? Вы её не встречали на карте? (Рассматривают карту Перми, уточняют, что в Перми такой реки нет, только Кама)

 На мольберте установлена карта Сказочной страны, на столе перед мольбертом герои сказок из настольного театра.

Дети: Да вот же она! Давайте её посмотрим!

Вопросы к детям:

  1. Кого из сказочных героев вы узнали? Из каких они сказок? Могут ли они жить вместе?
  2. Кто сможет позаботиться о героях сказки «Репка»? Что ты хотел сегодня строить? Где будешь строить? Какие тебе понадобятся детали?

(«Я построю домик для бабушки и дедушки. Домик одноэтажный, двухкомнатный. Пол в домике, чтобы ноги не мёрзли, сделаю из кирпичиков – 2 в одной комнате и 2 в другой. Стенки, чтобы ветер не дул, — из кирпичиков. Вход из кирпичиков и кубов, завалинки из арок…», «А я построю возле дома огород, где репа росла», В огороде грядки с морковкой, луком, репой. И деревья растут – сад: яблони, груши, вишни…», «А я построю будку, в которой собачка Жучка жила…»)

  1. Ты будешь один сказку строить или с друзьями? Получится у вас сказка, если кто-то не справится со своим заданием? Что можно сделать?

             Аналогичная беседа проводится по остальным сказкам

В.: Но сейчас мы, Мишка, не успеем это всё сделать. Ты, пожалуйста, подожди нас, пока мы позавтракаем, и мы тебе поможем.

           Для себя педагог отмечает на схеме, кто и что будет строить.

ПОСЛЕ ЗАВТРАКА: настольно-печатные игры (Лото по сказкам, разрезные картинки, пазлы)

 ОРГАНИЗАЦИОНАЯ ИГРА-ТАНЕЦ «ВСЕМ НА СВЕТЕ НУЖЕН ДОМ!»

2 часть. Основная

Что мы задумали сегодня построить? (Разные сказки для Мишки… Он хотел путешествовать по Волшебной Реке…)

Беседа с каждой подгруппой:

  • Кто сегодня строит сказку «Репка»?  Что будете строить? Где? (находят место на плане и за столом) Идите за стульями и приступайте к работе

Аналогичная беседа проводится с остальными  подгруппами с опорой на план

 Индивидуальная помощь во время игры тем детям, которые недавно ходят в детский сад или много пропустили.

 3 часть. Анализ деятельности (по подгруппам)

Беседа после построки – перед тем, как выдать персонажей для игры

  1. Какую сказку вы построили?
  2. Получилась ли сказка так, как вы задумали?
  3. Где задумали построить домик? Где построили?
  4. Какой домик построили? (дети доказывают, что домик получился красивый, прочный, удобный и что они для этого сделали)
  5. Строили все вместе, дружно?

 Если время позволяет, то в течение 3 – 5 минут дети обыгрывают постройку. Если нет – приступают  к уборке, наводят порядок в группе.

Закаливание – как способ укрепления иммунитета и сохранения здоровья детей

                   Из опыта работы воспитателя Змеевой Марины Александровны

     В последнее время мы сталкиваемся с проблемой часто болеющих или аллергически настроенных детей. По результатам анкетирования большинство родителей испытывают затруднения в вопросах укрепления здоровья детей, особенно — в вопросах закаливания.

При разработке программы закаливания мы опирались на два основных понятия: тепловой комфорт и система иммунитета. Зона теплового комфорта для воздуха +18 +20 градусов. Организм расслабляется, система защиты отключается. При температуре ниже комфортной происходит активизация защитных сил организма и иммунитета. Иммунитет – это система организма, отвечающая за сопротивление заболеваниям и инфекциям. Это одновременно и функция. Чем лучше работает  эта система – функция, тем реже человек болеет.

Как и любую другую функцию, иммунитет можно тренировать. Тренировка его происходит под воздействием неспецифических раздражителей достаточной силы (например, кратковременное холодное воздействие), т.е. то, что мы и называем закаливанием.

Из множества методик закаливания мы отдали предпочтение тем, которые при одинаковой эффективности занимают меньше времени. Для обеспечения индивидуального подхода к сиюминутному состоянию ребёнка мы выбрали методику холодовых нагрузок, которая называется «на грани удовольствия».

Здесь нет нужды ни в таблицах, ни в градусниках, всё определяется состоянием ребёнка и его реакцией.

Выбор наш и родителей пал  на закаливание снегом – хождение босиком по снегу по методу В.Г. Куранова.

Обычно мы начинаем с утренней зарядки. Дети двигаются, разминаются, разогреваются. Зарядка проводится босиком. Подошвы ног, одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. Это щит, через который можно подключиться к любому органу. Вот почему ходьба босиком, являющаяся своеобразным точечным массажем, тонизирует организм и способствует поддержанию его в рабочем состоянии. Босиком мы проводим и физкультурные занятия.

После проведения зарядки – дополнительный разогрев стопы на специальных шипованых дорожках. Для большего удовольствия используем весёлую музыку при хождении по дорожкам. Воспитатель вместе с детьми двигается по дорожкам, чтобы почувствовать, что стопа достаточно разогрелась.

Следующий этап – короткая пробежка по снегу (3-5 секунды). Нельзя стоять! Ступни полностью должны отрываться от снега. Затем высушиваем стопы, прыгая  на ковре и снова пробежки по шипованым дорожкам. Ощущение такое, будто ты бегал не по снегу, а по горячим кирпичам.

Прекрасная процедура, применяется как для закаливания, так и для профилактики ОРВИ, во время эпидемии при первых признаках болезни, лечении лёгких и среднетяжёлых форм ОРВИ и гриппа. Метод хорош тем, что может применяться даже у очень ослабленных детей. При малой физической и Холодовой нагрузке на организм в целом даёт хороший общий эффект.

Потери тепла при хождении по снегу раза в 2- 3 меньше, чем при хождении по холодной воде, из-за меньшей проводимости снега. Этот метод может лечить насморк и частично снимать воспалительные процессы в голове.

Кроме того, хождение босиком по снегу, как и любая холодовая нагрузка, способствует снижению аллергизации  организма.

Перед завтраком – местное закаливание – умывание лица и рук холодной водой. Нужно набрать полную пригоршню и хорошенько растереть лицо. Повторить 4 -5 раз.

Для достижения большего эффекта в программу закаливания мы включили купание в бассейне. Дети посещают бассейн 1 раз в неделю. Как известно, вода оказывает сильное оздоровительное воздействие благодаря высокой теплопроводности. А под влиянием контрастных температур (сухой жар сауны и купание в прохладной воде) идёт тренировка нервных рецепторов и сосудов. Как следствие этого повышается закалённость организма. Все дети, посещающие бассейн, научились плавать, что само по себе полезно для физического развития ребёнка.

После обеда дети полощут горло и рот. Полоскание горла можно проводить с 3-4 лет. Учим полоскать горло, играя в «кукушку»: ребёнок набирает в рот воды, запрокидывает голову и говорит: «ку-ку». При этих звуках надгортанник закрывает вход в дыхательное горло и вода не попадает в верхние дыхательные пути (по рекомендациям В.Г. Куранова). Процедура хороша тем, что закаляет горло, помогает при частых фарингитах и ангинах.

После сна проводим местное закаливание: воздушные ванны, стопотерапия. Дети умывают лицо и руки холодной  водой. При применении этой процедуры улучшается состояние кожи лица и рук, особенно у детей, склонных к дерматитам. Это естественоо, ведь холод, как мы уже знаем, снижает аллергизацию организма. Насухо протираем лицо и руки, при этом массируя каждый пальчик. Массаж пальцев рук стимулирует работу внутренних органов – сердца, печени, кишечника, желудка, головного мозга.

Следуя этой программе закаливания детей в течение трёх лет, мы получили следующие результаты. Прежде всего, это снижение заболеваемости за три года на 25 %. Осенняя вспышка гриппа никак не отразилась на здоровье детей.

Таким образом, результаты проведённой работы показали эффективность применения системы закаливания в укреплении иммунитета и сохранении здоровья детей.

Комментарии запрещены.