Почему так сложно мотивировать детей? У многих родителей есть забавный стереотип о том, что дети ничего не хотят делать, пока их не заставишь. На самом же деле попытки заставить ребенка что-то делать служат родителям плохую службу.

Вы не можете заставить его заниматься чем-то просто потому, что вы беспокоитесь об этом. Такие попытки только снижают мотивацию. Что еще хуже, попытки мотивировать его часто перерастают в борьбу за власть. Если вы беспокоитесь по поводу оценок ребенка больше, чем он сам – это ненормально.

Если вы всё же хотите мотивировать ребенка сделать что-то потому, что сами беспокоитесь об этом, задайте себе вопрос: «В чем здесь ответственность ребенка, а в чем – моя?». Если он не выполняет свои обязанности, задача родителей – призвать его к ответственности и показать, как это работает в реальности. В реальном мире, если вы не выполняете до конца свою работу, вам за неё не платят. Покажите ребенку, к каким последствиям приводит его выбор. Но не представляйте это так, будто вы наказываете его. Последствия – это не средство мотивации ребенка. Устанавливая их, вы просто выполняете свою родительскую работу. По сути, вы не можете мотивировать ребенка на то, чтобы он стал уделять чему-то свое внимание. Вы можете только вдохновлять и оказывать положительное влияние.

Мы часто чувствуем ответственность за жизненные достижения ребенка. Но понимаем, что это нереально. В конечном счете, только сам ребенок несет ответственность за свой выбор. Но, поскольку мы думаем, что успех детей зависит от нас, мы вступаем на чужую территорию. Нас всегда учили, что детей нужно контролировать, поэтому мы без раздумий вторгаемся на их территорию. Мы считаем, что мотивировать ребенка – это наша родительская обязанность, но в итоге это приводит только к противостоянию. Ребенок может подчиниться, чтобы вы отстали от него, или чтобы вы были им довольны, но это не способствует его мотивации. Опять же, мы хотим вдохновить и повлиять на ребенка, а не заставлять его. Но вся суть в том, как мы это делаем.

Почему не получается мотивировать ребенка?

У всех детей разная мотивация. Некоторые дети очень умны, но при этом они учатся на тройки и двойки. Некоторые во время уроков витают в облаках, несмотря на все усилия со стороны учителя и со стороны родителей. Некоторые забывают делать уроки, а другие вообще ничем не интересуются, не имеют никаких увлечений или хобби. Некоторые слишком быстро сдаются и не пытаются справиться с трудностями. Такой ребенок, несмотря на все ваши усилия, будет иметь низкую успеваемость. Если у вашего ребенка наблюдаются другие проблемы, убедитесь, что он не страдает синдромом дефицита внимания, депрессией, какой-либо зависимостью и т.д.

Если ребенок недостаточно мотивирован, родители испытывают беспокойство, разочарование и даже отчаяние. И с этого начинаются проблемы. Они возникают из-за того, что вы забываете тот факт, что невозможно заставить другого человека интересоваться чем-то.

Задайте себе следующие вопросы:

  • Не заставляет ли ваше беспокойство придираться, излишне опекать, упрашивать или перегружать ребенка работой?
  • Не заставляет ли ваше беспокойство кричать, просить, наказывать ребенка или опускать руки от отчаяния?
  • Не заставляет ли вас беспокойство спорить с супругом по поводу того, что он, по вашему мнению, недостаточно мотивирует ребенка?
  • Не толкают ли вас ваши страхи на то, чтобы изменить ребенка, сделать его более мотивированным?

Если вы ответили утвердительно на один или несколько из вышеперечисленных вопросов, вероятно, вы сталкивались с сопротивлением и бунтом ребенка или выполнением ваших условий только для того, чтобы вы от него отстали. В подобных случаях вы заставляете его сделать то, что от него требуется, но это не повышает его мотивацию.

У ребенка нет мотивации ни на что

Если вы убедились, что у ребенка нет никаких расстройств в поведении и обучении, но он всё равно не учит уроки и не выполняет обязанностей по дому, вероятно, вы не устанавливаете ему четких правил. В таком случае вам следует призвать его к ответственности и установить последствия, указывающие ему правильную модель поведения.

Скажите, что он сможет поиграть в компьютерные игры после того, как сделает уроки и выполнит работу по дому. Выясните, в чем истинная причина его проблем. Если он не может вставать вовремя утром, понаблюдайте, как он спит. Если он не любит выполнять какую-либо работу по дому, поговорите с ним, выясните причины этого и подумайте, можете ли вы заменить эту работу какой-то другой.

Не нужно идти на поводу у ребенка, но стоит подумать, с какой работой ребенок справится эффективнее. Например, малыш не любит мыть посуду, но любит помогать в приготовлении еды, потому что в будущем хочет стать поваром. Учитывая склонности ребенка, вы помогаете ему понять свои интересы. Не навязывайте ему свое мнение. Так он научится думать сам за себя. Вместе с тем напоминайте ему об ответственности за основные вещи, которые ему необходимо делать в жизни.

Как развить самомотивацию ребенка

Способ № 1. Не пытайтесь мотивировать ребенка из-за своего беспокойства

Это приведет только к тому, что он будет сопротивляться или выполнит вашу просьбу только для того, чтобы вы оставили его в покое. Это не развивает мотивацию ребенка, а учит его сопротивляться или успокаивать вас. Ребенок реагирует на вас вместо того, чтобы  сосредоточиться на себе и найти внутреннюю мотивацию. Ваше беспокойство и действия, следующие за ним, приведут только к борьбе за власть между вами и ребенком.

Способ № 2. Вдохновляйте

Единственный способ мотивировать ребенка – прекратить попытки делать это. Вместо этого попытайтесь вдохновить ребенка. Как это сделать? Показывайте вдохновляющий пример. Спросите себя: проявляя свое типичное поведение, вы вдохновляете или контролируете? Поймите, что если вы проявляете слишком много контроля, ребенок выберет другой путь. Вспомните кого-то, кто вас вдохновляет, и следуйте его примеру. Если вы будете насильно развивать мотивацию ребенка, он будет мотивирован только противостоять вам.

Способ № 3. Позвольте ребенку самому сделать выбор и увидеть его последствия

Если этот выбор будет плохим, покажите ему естественные последствия, следующие за этим выбором. Когда ребенок не учит уроки, последствием может быть то, что вы заберете компьютер из его комнаты. Скажите ему, что в случае невыполнения домашнего задания, он не сможет некоторое время поиграть в компьютерные игры. Это будет для него правильной мотивацией: вы не указываете, что ему нужно делать и не читаете ему нотаций. Чтобы правильно мотивировать ребенка, просто спросите себя: «С чем я готова мириться? Каковы мои ценности и принципы?». Отстаивайте эти принципы до конца.

Способ № 4. Задайте себе правильные вопросы 

Спросите себя:

  • Что мотивирует моего ребенка?
  • Чего он действительно хочет?
  • Как помочь ему понять свои интересы?
  • Каковы его цели и амбиции?

Посмотрите на ребенка как на отдельную личность. Наблюдайте за ним. Поговорите с ним, чтобы найти ответы на вышеперечисленные вопросы. Выслушайте его с уважением, даже если вы не согласны с его словами.

Способ № 5. Выберите свой путь

Существует два пути. Вы можете заставлять своих детей поступать правильно: вовремя вставать, ходить в школу, учить уроки, быть успешными в жизни. Или же вдохновлять их на самомотивацию, и на то, чтобы они нашли собственные интересы и работали над ними. Вы можете учить детей тому, чтобы они не только поступали правильно, но и стремились поступать правильно.

Какой путь выберете вы? Если первый, то вам необходимо подталкивать ребенка, просить, заставлять и прибегать ко всяческим уловкам. Выбирая второй путь, вы сможете достичь цели, задавая вопросы. Например, спросите ребенка: «Почему ты решил сделать домашнее задание сегодня, а не вчера? Я заметила, что вчера ты не учил математику, а сегодня учишь. Почему?». Побудьте исследователем, помогите ребенку обнаружить его собственные мотивы.

Способ № 6. Поймите, что отсутствие мотивации у ребенка – не ваша вина

Отсутствие мотивации у ребенка – не ваша вина, поэтому не принимайте это на свой счет. Обвиняя себя, вы заставляете ребенка достигать большего, и тем самым вызываете его сопротивление.

Посмотрите на ситуацию по-другому. Подойдя к зеркалу слишком близко, вы не увидите себя – отражение будет слишком размытым. Но, стоит немного отойти от него, вы видите четкое отражение.

Так же и с ребенком. Иногда мы не можем видеть его отдельно от самих себя. Соблюдая дистанцию, мы сможем увидеть в нем отдельную личность и понять, что его мотивирует. После этого мы поймем, как помочь ребенку лучше понять себя. На расстоянии вы можете понять, что представляет для него интерес и что заставляет его двигаться к цели. Вы поймете, что некоторые вещи ему не нравятся, но он всё равно должен их выполнять. Если ребенок отказывается выполнять свои обязанности, необходимо установить для него последствия.

Ваша цель – повлиять на ребенка, чтобы он ответственно относился к своим обязанностям и узнать его достаточно хорошо, чтобы понять его собственные желания. Научите ребенка определять, что для него важно, и что нужно делать для достижения целей. Ответственность родителей – помочь детям в развитии самомотивации, а не делать всё за них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *