Совет 1: утверждайте безусловно

Нравится нам это или нет, но мы живем в обществе с множеством условностей. Иногда наши дети чувствуют, что, для того чтобы их любили, они должны вести себя определенным образом. Они с трудом отделяют то, кем они являются, от того, что они делают, и, к сожалению, мы сами вносим свою лепту в такую запутанность. Например, когда хвалим малышей за отличную игру в команде, за то, что у них хорошо получается играть на музыкальном инструменте или за победу в конкурсе. И хотя нет ничего плохого в признании достижений своего сына или дочери, такое утверждение непременно должно уравновешиваться признанием безусловной ценности ребенка как такового.

Для этого нужно просто сказать своему юному созданию: «Ты знаешь, я тут размышляла… Знаю, что время от времени у нас возникают разногласия, но, несмотря на все это, ты самое лучшее, что когда-либо приходило в мою жизнь. Тебе не нужно ничего говорить. Я просто хочу, чтобы ты знал об этом».

Секрет правильной подготовки и подачи такого утверждения состоит в том, чтобы сразу же задать какой-то вопрос, не имеющий отношения к сказанному (например, «Скажи, может, ты случайно знаешь, где лежат ножницы?»); затем покинуть помещение или же сделать ситуацию настолько комфортной, чтобы ребенок мог не отвечать на ваши бесценные слова.

Случайные заметки, оставленные на зеркале в ванной комнате, – это еще один способ подтвердить малышу (без его присутствия) его огромную значимость для вас и усилить его ответное чувство. Продолжайте подтверждать это маленькими, почти «случайными» способами. И вскоре вы увидите удивительные преображения.

Совет 2: расширяйте возможности выбора вашего ребенка

Каждый раз, как только это будет возможно, позволяйте ребенку совершенствовать навыки принятия решений, предлагая ему определенный выбор. Это особенно полезно для подростка, который испытывает трудности при выполнении поставленных задач, так как ребенок более склонен начинать и завершать то, что выбрал. Например, дайте ему пять карточек, на каждой из которых написано определенное задание. Скажите, что, если он или она приступит к выполнению заданий в течение десяти минут (укажите на часы), то нужно будет выполнить только три из них, две карточки по окончании он может возвратить вам обратно. Такой подход не только устраняет ряд мелких проблем, но и обычно воспринимается ребенком как справедливый и разумный жест своего родителя.

Совет 3: иногда позволяйте юноше вести вас

Если у вас в семье есть молодой человек, который иногда критикует то, как вы что-то делаете, позвольте ему самому запланировать следующий семейный пикник или какое-то домашнее мероприятие. Предоставьте ему несколько рекомендаций и бюджет, а затем пусть он самостоятельно реализует свою попытку. Не обязательно это послужит гарантией, что все пройдет отлично, но зато это позволит устранить большую часть жалоб. Обязательно признайте вложенные усилия вашего ребенка.

В семье хорошо бы создать «коммуникационный центр» – доску с заметками типа «чтобы помнить» (например, возле холодильника). На ней необходимо отмечать что-то важное – встречи, мероприятия, ценные даты. Все члены семьи должны читать их и быть ответственными за ежедневное обновление. В таком случае «Я не знал» уже не будет оправданием. Пусть ваш юный член семьи возьмет на себя ответственность за размещение сообщений, например, на предстоящей неделе. К тому же такая стратегия гарантирует, что юноша, отвечающий за сообщения на доске, не «забудет» о том, что там записано. Опять же, признайте его усилия.

Совет 4: сделайте выполнение заданий (обязанностей) удовольствием

Не существует такого правила, которое гласило бы, что работа по дому и выполнение различных заданий должны быть обязательно неприятными и бесконечными. Однако факт в том, что большая часть семейных конфликтов происходит именно из-за домашних обязанностей (включая выполнение домашнего задания).

Если у ваших детей есть предусмотренное (вами) время для домашних хлопот, попробуйте, например, учредить премию под названием «Попался!». Для этого используйте таймер, который будет указывать нужное время, чтобы приступить к домашним обязанностям. Расскажите ребенку, что всякий раз, когда таймер будет срабатывать, они имеют возможность получить премию (например, в виде прибавки к карманным деньгам или разрешение на более позднее время отхода ко сну), при условии, что в этот момент их «поймают» за выполнением этой рутинной работы. Мало того, что такой подход сделает ее выполнение наиболее вероятным, процесс будет веселым и увлекательным.

Еще один интересный способ подхода к решению задач называется «просунь и твори». Каждый раз, когда ваши дети заканчивают выполнение домашнего задания или рутинной повседневной работы по дому, давайте им маленькую полосочку бумаги (на белой стороне напишите «сделано» или «одобрено», а на другой стороне будет фрагмент рисунка). Бумажечку ребенок далее помещает (просовывает) в банку с прорезью в крышке. В конце недели в случае составления максимально полного рисунка и угадывания изображения, ребенок получает приз (дополнительной мотивацией послужит размещение этого столь желанного приза на видном месте). Молодежь быстро догадается, что чем больше бумажечек в их банке, тем выше шансы на победу. Чем больше бумажечек, тем больше выполненных заданий и тем меньше проблем.

Совет 5: расслабьтесь

Если мы не проявим осторожность, то статус родителя настолько победит, что мы будем пренебрегать возможностью насладиться им. Держитесь за свое чувство юмора; вы будете нуждаться в нем. Спонтанность – это большой источник удовольствия, и когда все сделано добросовестно, она почти всегда улучшает отношения. Поединки с использованием еды и дуэли на водных пистолетах, конечно, не очень-то способствуют чистоте, зато они приносят множество веселья. Никакого особого вреда от этого не предполагается, да и не будет, а после всего вы сможете дружно включиться в уборку.

Пусть ваши дети знают, что родители не совершенны. Поощряйте их сообщать вам о тех случаях, когда вы говорите или делаете что-то, что их беспокоит или задевает их чувства. Если вы были неправы, извинитесь. Все делают ошибки, но ответственность и попытки исправить все наилучшим образом – всегда вызывают особое уважение.

Что действительно способно произвести впечатление на ваших детей? Это то, что вы позволите им самостоятельно оценить самих себя. Когда дается возможность оценить себя, дети, как правило, оказываются жестче, чем взрослые. Один учитель, использовавший этот прием, смог ликвидировать все жалобы и ворчание в своем классе. Он давал своим ученикам задание и параллельно с ним простую анкетку, к которой была прикреплена наклейка.

Любой юноша, который заполнял эту анкету (отмечая или не отмечая пункты «не вставал с места», «работал молча», «был аккуратен», «выполнил задание»), мог вложить ее в задание, сохранив наклейку для себя. Учитель утверждал, что такой прием действовал очень хорошо. Его не трудно адаптировать в домашней обстановке. Например, заранее оплатите ребенку выполнение им дополнительной обязанности по дому и позвольте ему самому определить, захочет ли он оставить себе эти деньги или нет. Если этот подход не работает, не повторяйте его, но попробовать стоит.

Совет 6: прибегайте к нестандартным решениям

Иногда нужны кардинальные меры. Подумайте об этом. Если у вас есть ребенок, который умышленно устраивает проволочки и тянет время, простое незатейливое и провокационное заявление может послужить пусковым механизмом, чтобы запустить уже, наконец, хоть какое-то движение. Например: «Денис, я тут подумала… а что если ты снова собираешься забыть вынести мусорное ведро, как на прошлой неделе, и на позапрошлой?.. В этот раз я намерена внимательно смотреть и наблюдать, вынесешь ли ты мусор этим утром или нет. Если это не произойдет, нам придется поговорить об этом сегодня вечером. Какое время для тебя будет удобным, чтобы встретиться со мной для серьезной беседы?». Итак, если ребенок захочет избежать неприятного разговора, все, что ему нужно сделать, это просто встать и вынести мусор.

Совет 7: признавайте улучшения

Дети иногда чувствуют, что, сколько бы они ни делали хорошего, все равно никто этого не замечает. Так заметьте! Признавайте приложенные ребенком усилия, выражайте свою признательность и положительную оценку выполненных им работ, интерпретируйте то, что означают, на ваш взгляд, эти хорошие изменения. Например: «Саша, в течение всей недели мне ни разу не пришлось напоминать тебе о домашнем задании. Это действительно произвело на меня огромное впечатление, и это говорит мне о том, что ты делаешь замечательную работу, чтобы стать более ответственным».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *