Родители могут и должны приучать своего ребенка к дисциплине. Задача родителей – озвучить свои ожидания от поведения ребенка, объяснить ему правила, нормы и моральные ценности. Детей нужно постоянно дисциплинировать, чтобы они смогли учиться на своих ошибках. Также дисциплина обеспечивает ребенку безопасность и дает ему понимание того, что он может и чего не может.

Дисциплинирование помогает ребенку учиться и менять свое поведение. Однако попытки родителей контролировать своего ребенка могут становиться чрезмерными и причинять ему вред. Когда речь идет о дисциплинировании детей, то есть очень тонкая грань между попытками родителей приучить ребенка к дисциплине и насилием над ним. Родители и учителя должны понимать, где проходит эта грань, и ни в коем случае ее не переступать.

Во многих странах законодательство очень строго относится к физическому и психическому насилию над детьми. Кроме того, дети, подвергшиеся насилию, получают сильную эмоциональную травму, последствия которой они ощущают на протяжении всей жизни.

Рассмотрим основные различия между дисциплинированием и насилием над детьми:

  • Дисциплинирование детей – это процесс, на протяжении которого вы прививаете ребенку хорошие манеры и правила поведения. Вы можете устанавливать для ребенка границы, ругать его или слегка наказывать, если он их нарушает. Насилие над ребенком – это ситуации, когда вы чрезмерно ругаете ребенка или наказываете так, что это приводит к физическим повреждениям.
  • Физическое насилие включает в себя рукоприкладство, прижигание кожи сигаретами или любые другие действия, приводящие к появлению ожогов, синяков на лице, руках или других частях тела. Удары руками, палками, другими тяжелыми предметами также являются проявлениями физического насилия.
  • Цель дисциплинирования – создать упорядоченную, стабильную, предсказуемую и веселую окружающую среду, в которой ребенок сможет нормально расти, развиваться и получать удовольствие. Насилие над ребенком может привести к тому, что попытки его контролировать могут стать чрезмерными и выйти за рамки разумного.
  • Насилие над ребенком более непредсказуемо, чем дисциплинирование. Дети, подвергшиеся насилию, не понимают, что вызвало такую реакцию родителей. В случае насилия ребенку не ясны правила и последствия за их нарушение.
  • Практически все родители испытывают злость на своего ребенка. Дисциплинирование ребенка помогает родителям контролировать его поведение. Но там, где дисциплинирование может принести пользу, насилие может привести к отрицательным последствиям на всю жизнь. Чем большую злость испытывают родители, тем к большему насилию они склонны. Поэтому родители должны проверить свои чувства, прежде чем предпринимать какие-либо действия.
  • Насилие над детьми может выходить за рамки физического воздействия и принимать другие формы. Родители способны причинять ребенку психологический или эмоциональный вред, всячески унижая его, отвергая или пренебрегая основными правами и потребностями ребенка. Психологическое насилие над ребенком может быть таким же вредным и разрушительным, как и физическое.

Если вы – ответственные родители и не хотите причинять вред своему ребенку, последствия которых он будут ощущать на протяжении всей жизни, важно понимать различия между дисциплинированием и насилием и контролировать свои эмоции.

Насилие над ребенком никогда не следует рассматривать как метод дисциплинирования. Дисциплинирование также не стоит считать проявлением насилия. Но иногда, пытаясь привить ребенку правила поведения, родители могут быть на грани насилия, часто – неосознанно. Это происходит настолько быстро, что родители не успевают отследить свои эмоции и заметить надвигающуюся опасность.

Когда родителей переполняют эмоции, они перестают адекватно воспринимать свои действия и их последствия. Испытывая гнев, родители не в силах смотреть на ситуацию с точки зрения ребенка. В результате общение становится невозможным, а вместе с ним пропадает и способность научить ребенка чему-либо.

Поэтому родителям так важно уметь вовремя остановиться. Это позволяет не переступать грань между дисциплинированием и насилием. Придумайте с ребенком условный жест, означающий, что вам следует сделать паузу. Если вы считаете, что ребенок должен быть наказан, не будет иметь особого значения, если вы сделаете это через 10 секунд. Но этого времени вам хватит, чтобы несколько раз глубоко вдохнуть и справиться с эмоциями. И, возможно, за это время вы измените свое решение.

Некоторые родители проявляют свой гнев в надежде, что это испугает ребенка и сделает его послушным. Однако не стоит думать, что страх и послушание – это одно и то же. Психологи утверждают, что страх действует на ребенка только в настоящий момент. Ребенок реагирует под действием страха, но это не означает, что его поведение изменится надолго. Страх только уменьшает способность ребенка к сочувствию.

Ребенок, боящийся родителей, испытывает стресс. Это мешает ему воспринимать информацию, которую родители пытаются ему донести. Гнев и страх нередко приводят к тому, что родители переходят от дисциплинирования к насилию.

Гораздо более эффективными являются взаимоотношения между родителями и ребенком, основанные на уважении. Это позволяет прививать ребенку правила и нормы поведения, не прибегая к проявлениям насилия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *