У многих из нас в классе был ученик, которому было сложно найти общий язык с одноклассниками. Многие дети часто оказываются на грани конфликта со сверстниками или друзьями. Дети с недостаточно развитыми социальными навыками более других подвержены риску одиночества, социальной изоляции и буллингу. Как родители могут помочь ребенку установить здоровые, дружеские отношения со сверстниками? Рассмотрим несколько простых стратегий, которые будут особенно актуальны в начале учебного года.

Стратегия № 1. Преодолевайте дефицит общения

Для многих школьников способность заводить друзей так же естественна, как дыхание. Но есть дети, у которых общение со сверстниками вызывает смущение, фрустрацию и стресс. Видя это, родители приходят к выводу, что у ребенка есть проблемы в социальной жизни. Дефицит общения может стать для ребенка разрушительной моделью поведения и еще больше повлиять на его социальную жизнь.

Не относитесь к такому поведению ребенка, как к недостатку его характера. Лучше помогите ему развить недостающие социальные навыки. Как и в случаях, когда ребенку требуется восполнить пробелы в учебе, для развития навыков общения нужно время. Используйте ролевые игры, дискуссии и примеры из книг и видео, чтобы научить ребенка общаться, включаться в диалог, искать общие интересы с собеседником и заканчивать нездоровое общение. Детям, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, требуется помощь взрослых, чтобы научиться устанавливать дружеские отношения.

Стратегия № 2. Делайте акцент на сильных сторонах

Если ваш ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками, составьте список его сильных сторон. Может быть, он хорошо разбирается в искусстве, науке или технике. Возможно, он хорошо играет в футбол, увлекается плаванием или играет в театре.

Когда мы акцентируем свое внимание на недостатках ребенка в общении, нам трудно найти точку опоры, чтобы развить недостающие навыки. Вместо этого стоит сфокусироваться на том, что у него уже получается хорошо, и использовать это как отправную точку для дальнейшего развития.

Рассмотрим пример. Дима был студентом первого курса университета. Он не мог найти общий язык с сокурсниками, которые увлекались спортом. Диму же не интересовало ничего, кроме музыки: он играл на многих музыкальных инструментах и имел хорошие вокальные данные. Однажды преподаватель предложил ему сочинить гимн для университетской футбольной команды. Так Дима приобрел уважение своих сокурсников и познакомился с игроками футбольной команды, которые помогали ему влиться в социальную жизнь университета и завоевать авторитет среди окружающих.

Стратегия № 3. Установите приоритеты

Выясните, что в общении со сверстниками дается вашему ребенку труднее всего. Возможно, он замкнут и мало разговаривает. Возможно, ему трудно принимать чужую точку зрения. А может, ему труднее всего делиться чем-либо с другими людьми. Обычно трудности с каким-то одним навыком мешают ребенку нормально общаться с окружающими. Помогите ребенку развить его. Ему будет трудно сразу научиться находить общий язык с окружающими, но он сможет развивать навыки, необходимые для этого, один за одним, начиная с наиболее важных.

Стратегия № 4. Позвольте ребенку установить широкий круг общения

Иногда игнорирование или жестокость по отношению к ребенку никак не зависят от его социальных навыков или характера. Психологи утверждают, что подобные ситуации во многом зависят от динамики в группе. Существует много примеров того, как над ребенком постоянно насмехаются в классе, и в то же время он находится в дружеских отношениях со своими товарищами по футбольной команде. В школе между детьми редко возникает крепкая дружба, поскольку здесь дети постоянно соревнуются между собой и выстраивают социальную иерархию. Лучшее, что родители могут сделать для ребенка, который не может найти себе друзей в школе, – найти ему круг общения в других местах. Поощряйте общение ребенка с детьми во дворе, в спортивной секции и других местах.

Стратегия № 5. Объясните ребенку, что такое дружба

Кроме того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, расскажите ему о том, как выглядит настоящая дружба. В младшем возрасте дети интуитивно находят себе друзей среди тех, кто любит такие же игры, как и они, и кто добр к ним. В старшем возрасте социальная динамика становится сложнее и критерии дружбы меняются. У старшеклассников дружба иногда основывается только на социальном статусе.

К сожалению, становясь старше, дети теряют свою детскую способность инстинктивно находить себе друзей. Многим требуется длительное время, чтобы научиться выбирать друзей по личным качествам, а не по социальному статусу. Родители могут помочь ребенку научиться выбирать друзей и избегать нездоровой дружбы.

В начале учебного года учителя могут выполнить с детьми в классе такое простое упражнение (вы также можете выполнить его дома вместе со своим ребенком):

  • Скажите детям, что вы хотите поговорить с ними о дружбе.
  • Пусть каждый из них в течение 2-х минут запишет как можно больше качеств, которые бы они хотели видеть в своих друзьях.
  • После этого дети должны по очереди зачитать свои списки.
  • Обсудите, почему каждый пункт важен. Можно также попросить детей выделить 5 главных пунктов из списка.
  • Определите, какие пункты совпали у всех или нескольких детей. Выясните, почему они так важны для каждого.
  • Предложите детям подумать о том, какие черты они не хотели бы видеть в своем друге. Например, допустимо ли для них, чтобы друг обсуждал их за спиной? Почему?
  • Когда оба списка составлены, предложите детям прочесть их вслух. Именно чтение вслух и выполнение упражнения в письменной форме принесет ребенку наибольшую пользу.
  • Сравните качества, которые дети указали в двух списках. Объясните, что дети имеют право искать друзей по тем признакам, которые они указали в первом списке, и избегать тех, кто обладает качествами из второго списка.
  • Акцентируйте внимание детей на том, что нельзя быть грубым с кем бы то ни было, но дружить следует с приятными и позитивными людьми.
  • После этого предложите детям подумать о том, почему некоторые люди заводят «неправильную» дружбу.
  • Обсудите с детьми такие явления как давление сверстников, приспособление и запугивание.

Детям очень важно знать, что их сверстники так же, как и они, испытывают волнение и тревогу по поводу отношений с окружающими. Хотя дружба имеет важное значение в жизни детей, они редко задумываются о том, как правильно выбирать друзей. Данное упражнение поможет ребенку разобраться с тем, что он хочет и чего не хочет видеть в своих друзьях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *