Извинения требуют высокого уровня человеческого потенциала – вдумчивого самоанализа и способности признать переживания другого человека. Иногда они требуют поставить себя в уязвимое положение по отношению к человеку, которому мы приносим свои извинения.

Вот почему никто и никогда не просыпается утром в радостном предвкушении предстоящей просьбы простить его. Конечно, в долгосрочной перспективе принесенные извинения дарят нам чувство облегчения, да и в целом это «правильный» поступок, и все же мы боимся их. Поэтому мы придумываем причины, чтобы не просить прощения, например, отказываемся признать собственную неправоту, оправдываем свое поведение, обвиняем другого человека или убеждаем себя в том, что наши слова (уже) не способны изменить ситуацию.

Взрослые часто действуют с самыми лучшими намерениями. И при этом учат детей неэффективно извиняться. Ведь мы часто заставляем их просить прощения тогда, когда они не считают себя виноватыми, или же мы сами до конца не разобрались в ситуации. Мы требуем, чтобы дети извинились, сердимся, когда они отказываются делать это, а позже не считаем нужным детально проанализировать случившееся. Или заставляем детей извиняться, но сами не понимаем или не знаем, что делать, когда их извинения – это всего лишь желание не попасть в неприятность.

Моральные ценности в действии

То, как вы моделируете и учите детей приносить и принимать извинения, имеет чрезвычайно важное значение. Если вы достойно справляетесь с этим, то строите для своего ребенка прочный фундамент этического развития. А если нет, то упускаете уникальную возможность продемонстрировать ему свои ценности в действии, вследствие чего ваш моральный авторитет постепенно падает.

Не удивительно, что молодые люди цинично относятся к извинениям и порой не видят в них никакого смысла. Часто они становятся свидетелями фальши в кругу сверстников и испытывают на себе неуважительное отношение взрослых, которые злоупотребляют своей властью и зачастую вовсе не думают извиняться. Не трудно понять, насколько сложной является задача родителей убедить детей в том, что извинение – это не просто поверхностный, легкомысленный жест. Но…

Несмотря на весь цинизм современного мира, опыт специалистов свидетельствует: когда дети видят, как взрослый человек искренне извиняется или со знанием дела содействует прекращению ссор между детьми, они осознают, насколько сильно извинения могут влиять и преобразовывать взаимоотношения.

Итак, какое же извинение можно назвать подлинным?

Тот, кто извиняется по-настоящему:

  • Признает, что каждый человек имеет право на собственные эмоции, чувства и точку зрения. Это означает, что никто не смеет говорить другому человеку, что тот «принимает что-то слишком близко к сердцу», «неправильно понимает» или «слишком восприимчив».
  • Говорит искренне.
  • Признает, что причинил боль другому человеку или нанес ему обиду.
  • Возмещает причиненный ущерб не потому, что его «поймали» или он не хочет попасть в неприятности, а испытывая потребность в этом.

Примерами правильных, искренних извинений могут служить следующие высказывания: «Я глубоко сожалею о своих словах» или «Я действительно забылся, проявил непочтительность и не подумал о том, насколько обидел вас и поставил в неловкое положение».

Дети растут, постоянно наблюдая за тем, как люди неискренне извиняются. Поэтому, если мы хотим показать им, насколько сильно подлинные извинения влияют на взаимоотношения, то также должны знать и уметь распознавать фальшивые извинения.

Фальшивые извинения

Фальшивые извинения представляют собой сочетание высокомерия, неискренности, а иногда и глупости, потому что человек не понимает, насколько притворно он выглядит в глазах других людей.

Человек, который приносит фальшивые извинения:

  • Произносит их неискренним тоном голоса, иногда сопровождаемым языком тела, например, вздохами и закатыванием глаз, которые свидетельствуют о его истинных чувствах.
  • Пытается заставить другого человека почувствовать себя слабым из-за желания получить извинение. Например, «Если тебя это так сильно возмущает, то хорошо, прости меня» или «Я прошу прощения, если я обидел вас», или «Я бы и внимания не обратил, если бы это произошло со мной».
  • Манипулирует человеком, перед которым извинился, как правило, для того, чтобы получить что-то. Например, «Давай просто забудем об этом, ладно? Если ты расскажешь об этом учителю, то мне…».
  • Говорит только о том, как он сам пострадал от ситуации, и не берет на себя ответственность за собственное поведение.

Когда поддельные извинения используются для того, чтобы минимизировать значение или оправдать расистские, сексистские высказывания (или любые другие комментарии, подвергающие нападкам сущность человека), человек, получающий извинения, может чувствовать себя еще более подавленным и расстроенным, потому что такие извинения оставляют нетерпимость безнаказанной.

По всем этим причинам очень важно знать, как противостоять фальшивым извинениям. Вот подходящая стратегия:

  • Неискренний человек: «Я не знал, что ты такой обидчивый!».
  • Ваш ребенок (объясняя): «Если честно, ты только что извинился так, будто на самом деле не чувствуешь своей вины. Если я ошибаюсь, поправь меня».
  • Неискренний человек (с сарказмом): «Нет, я действительно прошу у тебя прощения».
  • Ваш ребенок (тоном утверждения): «Я просто хочу, чтобы ты говорил то, что думаешь. Или чтобы вообще ничего не говорил».

Настоящие или фальшивые?

В качестве упражнения на определение подлинности извинений можно смотреть видеозаписи. Хорошим пособием, например, могут служить извинения, которые известные спортсмены или звезды эстрады приносят своим болельщикам, поклонникам, журналистам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *