Умение себя вести помогает нам ладить друг с другом, ведь этикет, на самом деле, не что иное как способ хорошо относиться к окружающим людям и получать в ответ аналогично хорошее отношение. Хорошие манеры могут сделать жизнь ребенка более счастливой и интересной, ведь благовоспитанные люди легче заводят друзей и чаще слышат от окружающих «да», чем «нет».

Конечно, ребенку легче вежливо отреагировать в случае «Спасибо за великолепный конструктор», чем «Спасибо за колючий коричневый свитер-безрукавку». Однако необходимо учить детей проявлять хорошие манеры в любых, даже самых неприятных ситуациях. К тому же дети обладают природной способностью понимать внимательность, уважение и честность, то есть теми качествами, которые являются принципами этикета.

Но может ли обучение этикету быть забавным? В этой статье представлены проверенные методы обучения детей, которые выходят за рамки классического «Мама, можно, я..?» и предлагают обучение в форме игры, поделок и множества постановочных представлений. Познакомьтесь с этими веселыми способами, которые при обучении ребенка хорошим манерам позволят вам великолепно проводить время.

Вежливое приветствие

Почему простой акт встречи и приветствия настолько пугает детей, что им легче залезть к вам в карман, чем сказать «привет»? Это происходит потому, что мы сами сначала запрещаем детям общаться с незнакомцами, а потом просим их вежливо разговаривать с новыми людьми. Ваш ребенок будет производить первое впечатление на людей тысячи раз в своей жизни. Поэтому, обучая его этому навыку, вы не зря потратите время.

  • Метод обучения: устройте воображаемую вечеринку (со свечами или воздушными шарами) и пригласите почетных гостей – своих детей. Пусть они звонят в дверь и используют приемы, призванные произвести на вас благоприятное первое впечатление: зрительный контакт, теплую улыбку, крепкое рукопожатие и вежливое обращение, например, «Приятно с вами познакомиться» или «Огромное спасибо за приглашение». Также разыграйте ситуацию, когда человек, которого вы приветствуете, в это время смотрит на ваши туфли. Как вы себя при этом чувствуете?

Умение делать и принимать комплименты

Комплименты не являются чем-то легкомысленным и банальным. В некотором отношении, они составляют саму основу дружбы и поддержки. «Я вижу тебя», – говорим мы нашим друзьям миллионами способов «…и мне нравится то, что я вижу». Умение заставить людей радоваться, чувствовать себя великолепно – один из самых значимых и в то же время простых навыков, доступных каждому человеку. Подлинный комплимент приносит гораздо больше пользы, чем просто «лайк» в соцсети. Изящное искусство делать комплименты приносит пользу и дарителю, и получателю комплиментов. (Просто напомните детям, чтобы они остерегались делать такие сомнительные комплименты, как: «Вообще-то ты сегодня неплохо выглядишь!» и «Ты избавился от жира?».)

  • Метод обучения: вот одна стимулирующая стратегия, которая может вам пригодиться. Нарисуйте краской звездочку на куске пенопласта (он продается в строительных магазинах) и создайте «уголок комплиментов» с красивыми булавками, кнопками и разноцветными блестками. Дети должны прикалывать блестки к звезде каждый раз, когда кто-то в семье делает выразительный комплимент. Этот комплимент может затрагивать что-то материальное: «Мне нравится этот цвет на тебе!» или нематериальное: «Ты так терпелив со мной». Получатель комплиментов должен вежливо принимать их. Эту звездочку можно надеть на верхушку новогодней елки или поставить ее в другом уголке, придав ему особое очарование.

Умение извиняться

Вставьте в электронный поисковик фразу «Веселые детские записки с извинениями», и вы найдете уникальные примеры детских высказываний – от сногсшибательного: «Лучшему брату на свете! Извини за то, что я ущипнул тебя за орешки» до поэтически блестящего: «Все, за что я хочу извиниться, это за то, что я не сожалею о содеянном, поскольку я пробовал почувствовать укоры совести, но не смог». Но не только детям трудно извиняться. Вспомните классическое оправдание политиков с целью избежать обвинений («Были совершены ошибки»). Слова извинений заставляют нас брать на себя ответственность за наши действия и думать о чувствах других людей. К счастью, дети склонны к сопереживанию. Как и всем нам, им просто нужно немного практики.

  • Метод обучения: для того чтобы культивировать привычку искренних извинений (а не этого неопределенного «прости»/«извини», которое мы и так прекрасно знаем), попробуйте игру в «Шарады извинений». Двое игроков придумывают сценарий плохого поведения и молча разыгрывают его. Сценарии могут быть, например, такими: «Я посмеялся над твоей фотографией» или «Я бросил банановую кожуру на пол кухни». (Для вдохновения вспомните все видеоляпы, которые вы когда-либо видели). Остальные игроки должны угадать проблему и придумать способы извинения. Ребенок, играющий роль обиженной стороны, любезно принимает извинения. За каждую правильную догадку начисляется одно очко, а за зрительный контакт и искренность начисляется бонусное очко. За смех одно очко снимается.

Выражение признательности

Признательность – это нечто большее, чем просто «спасибо». На самом деле, это вполне может быть ключом к счастью. Исследования показывают, что благодарные дети чувствуют себя более счастливыми, лучше учатся в школе и редко подвержены депрессиям, чем их менее благодарные сверстники. Пусть выражение благодарности за подарки, доброту или чудесно проведенные моменты войдет у вас в привычку, потому что ваши дети все повторяют за вами. Когда вы видите красивый закат или довольны вкусным ужином, выражайте свою благодарность в присутствии детей, и вы научите их поступать так же.

  • Метод обучения: оберните кусок ленты вокруг запястья вашего ребенка (завяжите на бантик, а не узел). В течение недели нанизывайте на ленту бусинки за каждое проявление признательности ребенка: одна бусинка за материальную благодарность («Спасибо за вкусную лазанью») и две бусинки за нематериальную благодарность («Я так рад быть частью нашей семьи»). Вы можете награждать ребенка бонусными бусинками за творческое выражение признательности, например, за неожиданные записки с благодарностью. Нет бусинок? Завязывайте узелки на ленте.

Искусный диалог

Беседа – это улица с двусторонним движением. Один человек говорит, а другой слушает. Слушатель должен ободрять собеседника, поддерживать с ним зрительный контакт и задавать вопросы, делать комментарии или издавать звуки, свидетельствующие о его заинтересованности и внимании. Порой дети такие болтуны, что лучше не говорить с ними о том, что не подлежит разглашению, например, о финансовых проблемах мамы и папы. Важно научить их быть лаконичными и понятными в разговоре.

  • Метод обучения: игра «Дружеская картофелина». Придумайте несколько интересных тем для разговора, затем пусть пары игроков передают друг другу «горячую» картофелину. В течение одной-двух минут им нужно высказать свои соображения на тему, далее – передать картофелину второму игроку. Такая игра является важным уроком. Ребенок, который любит слишком много говорить, будет понимать, что ему не хватает двух минут и приходится превышать отведенное время либо отдавать картофелину до того, как ему удастся исчерпывающе высказаться. Точно так же ребенок, который предпочитает односложные ответы, поймет, что он слишком быстро стремится избавиться от картофелины, не использовав должные минуты.

Правила поведения за столом

Правила поведения за столом предназначены для того, чтобы сделать прием пищи приятным для окружающих. В течение недели каждый вечер сосредоточивайте внимание на какой-то одной задаче – умении жевать с закрытым ртом, убирать локти со стола, класть салфетку на колени, правильно держать нож и вилку, вежливо вытирать губы – такой подход не вызовет раздражение и переутомление ребенка, и ужин не превратится в сплошное нытье. Родители должны добиваться того, чтобы дети постепенно овладели данными навыками. В свою очередь, родители сами должны вести себя за столом подобающим образом и вместе с детьми всюду практиковать навыки застольного этикета, даже если вы едите в невзрачной кафешке на трассе.

  • Метод обучения: пусть дети сделают из бумаги бланки штрафов, а из плотной бумаги и фольги значок полицейского, затем пусть они по очереди следят за порядком за обеденным столом. Нарушение правил поведения ведет к штрафу, который можно оплатить добродушным извинением: «Извините, офицер. Да, я понимаю, что мой рот был открыт, когда я жевал эту кашу». Человек с наименьшим количеством нарушений в конце трапезы получает право выбрать десерт.

Телефонный этикет

Когда дело касается телефонов и других устройств, обучение правилам этикета усложняется в два раза: дети должны научиться правильно пользоваться своими гаджетами и, конечно, тому, когда ими нельзя пользоваться. Рекомендуется устанавливать домашние правила того, когда и где можно включать телефон. Важно настаивать на строгом соблюдении таких правил. Родители сами должны пользоваться мобильным телефоном с уважением к присутствующим при этом детям. Нельзя вести переписку в то время, когда дети разговаривают с вами. А за ужином нужно обязательно убирать телефон.

  • Метод обучения: это может показаться архаичным навыком, но ребенка необходимо учить тому, как звонить по телефону. Представьте себя другом ребенка или кем-то в библиотеке или магазине и попросите его позвонить вам на мобильный телефон с домашнего телефона, чтобы разыграть возможные варианты взаимодействия. Следите за такими моментами, как представление ребенком самого себя: «Добрый день. Меня зовут Анна. Я звоню, чтобы узнать, продаете ли вы игрушку, которую я ищу», речь при этом должна быть четкой и достаточно громкой, окончание разговора – вежливым: «Огромное вам спасибо. Я скоро приду. До свидания!». После того как ребенок обретет уверенность, он может попробовать сделать реальный звонок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *